Сайт создан по благословению Настоятеля храма Иерея Евгения

История Храма

  В начале 1867 года крестьяне четырех деревень — Шарапово, Тюшино, Спирино и Новошино — обратились в Рязанскую Духовную Консисторию с прошением о разрешении построить в Шарапове новую церковь и составить отдельный приход. Свою просьбу они обосновывали ссылками на дальность своих приходских церквей и трудностями добираться до них. Особенно тяжел был этот путь весной, когда разливались местные реки. Крестьяне были готовы выделить из своих наделов землю, необходимую для строительства, и оплатить все расходы по возведению храма. Для выяснения обстоятельств этого прошения была назначена комиссия во главе с благочинным округа. Он подтвердил обоснованность просьбы крестьян. Однако правящий архиерей архиепископ Иринарх (Попов) отказал просителям. Основной причиной отказа было то, что создание нового прихода «сильно должно расстроить» старые.

  После ухода владыки Иринарха на покой Рязанскую кафедру возглавил архиепископ Алексий (Ржаницып). В феврале 1869 года крестьяне подали в Консисторию новое прошение. На этот раз просители в качестве одной из причин указывали, что самый большой христианский праздник — Пасха — приходится именно на весну. Далее они нарисовали очень живую картину: «На Страстной и Светлой неделе мы <...> лишаемся участия присутствовать при Богослужении и часто, дошедши до реки и не имея возможности переправиться чрез оную, со слезами возвращаемся домой; нередко случается и то, что собравшись у реки в значительном количестве, мы [и] прихожане других деревень, и всякий, желая переправиться чрез реку, друг друга пхают в воду, ругаются и поносят друг друга неприличными словами <...> Старики и дети вовсе не удостаиваются присутствовать при Богослужении (в зимнее время от холода и непогоды <...> или посещают храм Божий редко, - а потому, не слушая Божественной литургии и не поучаясь закону Божию, остаются в невежестве, характеры и нравы грубеют» (с полным текстом письма и его оригиналом Вы можете ознакомиться здесь). На этот раз доводы крестьян были признаны убедительными, и 4 февраля 1869 года прошение было утверждено. Опережая решение Консистории, крестьяне за 700 рублей «сторговали» в селе Лелечи деревянную церковь. Эта поспешность была вызвана желанием перевезти церковь «по зимнему пути», и уже в феврале храм был перевезен в Шарапово.

  Представив епархиальному начальству план будущей церкви, крестьяне просили о выдаче храмозданной грамоты. Строительство церкви планировали закончить к Пасхе, но освящена она была позже — 17 августа 1869 года. С этого времени деревня Шарапово стала селом — центром сельского прихода, объединяющего несколько деревень.

  Церковь имела три престола: главный — во имя Святой Живоначальной Троицы, южный — в честь Покрова Пресвятой Богородицы и северный — во имя Святителя Николая Чудотворца. Церкви были выданы антиминсы, а для ведения делопроизводства — церковные книги и печать. Однако новому причту пришлось еще долго хлопотать, чтобы узаконить отвод крестьянами церковной земли. Дело тянулось несколько лет и завершилось лишь в 1874 году.

  Через несколько лет деревянный храм сгорел от молнии. Местные жители приняли решение строить новую кирпичную церковь и в 1882 году приступили к ее возведению. Как и первый храм, новый строился на средства местных прихожан и благодетелей.

  Храм из красного кирпича в неорусском стиле, по типу «восьмерик на четверике», был освящен в 1883 году. Через девять лет была построена каменная трехъярусная колокольня, крест на которой был виден из-за леса на расстоянии более десяти километров. В 1897 году в селе произошел пожар, от которого пострадали церковь и несколько домов, вскоре храм полностью восстановили.

  Протоиерей
Стефан Сперанский

 Семья протоиерея Стефана Сперанского. В центре (сидят): отец Стефан и матушка Варвара с дочерью Верой, 1894 г.Причт нового прихода начал формироваться еще до завершения строительства храма: первым 30 апреля 1869 года в Шарапове был определен выпускник Рязанской семинарии Стефан Сперанский. Батюшка с женой и маленькой дочкой все лето жил у прихожан, переходя из дома в дом «по череду». Отец Стефан понравился шараповцам. И в конце лета на крестьянском сходе было решено строить для него дом.

  На долгие годы Шарапово стало родным для батюшки и его многочисленной в дальнейшем семьи. У отца Стефана и его супруги Варвары было восемь детей – четверо сыновей и четыре дочери.
Особое внимание батюшка уделял духовному образованию и нравственному воспитанию сельчан. В 1885 году епископ Рязанский Феоктист, совершая поездку по епархии, посетил Шарапово, встретился с прихожанами и клиром Троицкой церкви. Выступая перед Владыкой, отец Стефан дал отчет о шестнадцати годах своей пастырской службы, рассказал о «устроении рукотворенного храма», а также о том, что и вне храма продолжается его пастырская деятельность: в зимнее время после утреннего богослужения ведутся беседы с прихожанами, «при всяком удобном случае выясняются те или другие религиозно-нравственные истины, недоумения и вопросы». «Плодом таких трудов, – сказал отец Стефан, – служат следующие отрадные явления – более половины мужчин в нашем селе грамотные… заметно в народе уменьшилось количество суеверий и разного рода предрассудков». Он также особо выделил любовь шараповцев к родному храму, подчеркнув, что они всегда охотно спешат «на молитву в печальные и радостные дни нашего дорогого Отечества». Остались воспоминания современников, где указывалось, что при отце Стефане богослужение в храме совершалось «благочинно и с должным благоговением», а в селе были устроены три школы, в которых обучение детей велось строго в духе Православной Церкви. Более полувека прослужил отец Стефан в Шарапове и лишь в конце своей жизни, ослабев от болезни и старости, передал приход своему сыну Николаю.

Протоиерей
Николай Сперанский

Николай Сперанский в годы учебы в семинарии.14 октября 1886 года в семье родился младший сын — Николай. После окончания гимназии он поступил в Рязанскую Духовную семинарию, которую окончил в 1911 году, в этом же году женился на дочери священника Любочке Смирновой. Сразу же после венчания молодые супруги приехали в Рязань на рукоположение Николая во священники. В 1914 году отца Николая взяли в армию полковым священником. После возвращения из армии он, заменив отца, стал настоятелем храма в Шарапове и благочинным округа. У Николая Стефановича Сперанского было семеро детей.

  Протоиерей Стефан скончался в 1921 году, более полувека прослужил он в храме Святой Троицы. Матушка Варвара пережила мужа на шестнадцать лет. Господь судил ей пережить тяжкие испытания — сын Николай с супругой и малолетними сыновьями с 1929 по 1931 годы был в ссылке, дом отняли, и она была вынуждена покинуть родные места.

  После возвращения из ссылки семья отца Николая расположилась в маленькой церковной сторожке. Жили очень скудно, но, несмотря на тяжелые времена, отец Николай был крепок в вере и исполнял свой пастырский долг с великой любовью к Господу и своей пастве. К 25-летнему юбилею пастырского служения он был удостоен права ношения митры.

 

Протоиерей Николай Сперанский в разные годы жизни.
Фото из семейного архива Сперанских
Отец Николай с детьми матушкой и монахинями келейницами до ареста Отец Николай и Отец Петр Успенский с прихожанами и духовенством на паперти храма в Ардабьево
   
Отец Николай с матушкой, Татьяна Николаевна с ребенком и с племяником Отца Николая и внучкой Отец Николай после лагеря

В 1937 году по клеветническому доносу отец Николай был осужден. На допросах следователей изумляла его твердая убежденность в вере. Он никогда не кривил душой. Примером служит такой случай. В 1941 году его хотели досрочно освободить из заключения ввиду болезни. Готовя документы на освобождение, спросили: «Сперанский, ты освобождаешься. Скажи, что будешь делать на воле?» — «Как что? — ответил отец Николай. — Буду служить Богу». Его вернули в барак, и он был вновь осужден на десять лет.

  Долгие четырнадцать лет провел протоиерей Николай Сперанский в лагерях, только в мае 1951 года смог вернуться в Шарапово, но едва вошел в дом, как пришли представители власти и объявили, что жить ему здесь запрещено и он должен уехать в течение 24 часов. Семье Сперанских пришлось покинуть родные места... С 1951 года отец Николай служил настоятелем храма в селе Ардабьево. Вся его жизнь без остатка была посвящена ревностному служению во славу Божию. Скончался протоиерей Николай Сперанский 16 октября 1970 года и похоронен на местном сельском кладбище.

 

Паспорт Отца Николая Псалтырь Отца Николая Похвальный лист Отца Николая

  Вспоминает его дочь Татьяна Николаевна Сперанская: «В 1953 году я приехала к родителям в село Ардабьево в отпуск. Однажды папа позвал меня и предложил познакомить с семинаристом. Ему хотелось иметь зятя священника, а я была в то время «на выданье». Я огорчила своего батюшку отказом, сказав: "Папа, я не хочу, чтобы мои дети страдали так, как страдали мы, твои дети. Сколько гонений и унижений перенесли мы, когда ты был в заключении". Когда отец выслушал это, он опечалился, слезы показались в его глазах. Я подошла, встала перед ним на колени и сказала: "Прости меня! Но я хочу знать, как ты приобрел такую крепкую веру в Бога, что даже заключение не сломило тебя?" И папа рассказал такую историю.

  В семье Стефана и Варвары Сперанских было четыре дочери, четыре сестры отца Николая. Одна из сестер, Клавдия, отличалась большой сердечной любовью к близким. Она говорила: «Не дай Бог, чтобы кто - то из родных умер раньше меня. Я не выдержу». Господь внял молитвам Клавдии. Она тяжело заболела и должна была умереть молодой. Отец Николай в это время учился в семинарии. Шел 1906 год, революционные брожения затронули и семинаристов, сомнения различного рода смущали их умы. Не избежал этого и Николай. И вот однажды встал Николай у постели больной сестры и попросил ее после смерти прийти к нему и сказать, действительно ли есть всё то, чему он учится в семинарии. Клавдия ответила: ''Если будет у меня дерзновение перед Господом, когда предстану перед Ним, приду, скажу тебе, брат, всё, что мне будет позволено сказать". Вскоре Клавдия скончалась. Не прошло и сорока дней, как она явилась Николаю в тонком сне и сказала: "Коля, всё, что написано в Священном Писании, правда. Верь крепко! И никогда сомнение не должно тревожить твою душу". С того времени Николай крепко уверился в Православии. Он со старанием изучал богословские науки. Никогда и ни при каких условиях не отступал от веры. Его твердая убежденность в вере изумляла следователей, мучивших его на допросах».

  В 2002 году Татьяна Сперанская побывала в родном Шарапове, с душевной скорбью посмотрела на разрушенный храм Святой Троицы и на то место, где полвека назад находился родительский дом. «Я постояла напротив алтаря летней церкви, где была могила дедушки Стефана. Теперь здесь проложена асфальтированная дорога, ведущая к жилым домам, построенным на месте старого кладбища возле церкви. Ничто не напоминает место захоронения. Безжалостное время и люди изменили всё вокруг. Неизменным остался лишь колодец, который вырыли своему батюшке шараповцы. Он так и назывался всегда — попов колодец. Вода в нем была удивительно чистая и вкусная. Со всего села ходили к этому колодцу за водой на чай».

  Расставаясь с родными местами, Татьяна Николаевна сказала: «Не будем роптать. Ничто не случается без соизволения Божьего. Хочется верить, что придет время и снова зазвонит колокол на звоннице храма Святой Троицы, призывая селян на молитву. И снова прихожане будут венчать и крестить своих детей во имя Отца и Сына и Святого Духа».

И время это пришло.

  Нигде, ни в одной стране мира, за последние сто лет не было таких утрат культурно-исторического наследия, как у нас. Но самое страшное то, что страна наша не только «понесла» утраты, но во многих случаях и сама себе их «нанесла». На протяжении страшных восьмидесяти лет безбожной власти у нас целенаправленно уничтожались памятники истории и культуры. Особую ненависть у властей вызывали храмы и священнослужители. Не обошла эта участь и Шарапово.

  В 1930-е годы постановлением Горского поселкового совета Троицкий храм был закрыт. Внутреннее убранство храма не сохранилось. Как вспоминает местный житель Иван Васильевич Суетинов, иконы жгли прямо посреди храма. Лишь немногие из них удалось спасти — их унесли домой местные жители. Сейчас одну из икон — святых праведных Иоакима и Анны — вернули в храм.

  Как это было повсеместно, в храме устроили склад, а позднее и совсем его забросили. Купол, завершающий крупный восьмигранный световой барабан, разобрали, своды храма поросли кустами.

  В девяностые годы храм был возвращен верующим. В то время трудно было представить, что его можно восстановить, но нашлись люди, которые решили возродить поруганную святыню.

  Усердием благотворителей, уроженцев села Шарапова, началась новая жизнь Троицкого храма. За годы восстановления сменились несколько строительных организаций — такой объем работ и надлежащее исполнение не всем оказались по силам, но мало- помалу работа продвигалась вперед.

  В первую очередь были восстановлены кровля и купола, на отреставрированную колокольню в декабре 2003 года были подняты 12 колоколов общим весом 820 пудов. Главный колокол храма весит более 212 пудов. Новые колокола были отлиты в городе Тутаеве Ярославской области в мастерской братьев Шуваловых. На больших колоколах выбито:

ОТЛИТЫ СИИ КОЛОКОЛА В ЛЕТО 2003 ГОДА ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА ДЛЯ ЦЕРКВИ СВЯТОЙ ЖИВОНАЧАЛЪНОЙ ТРОИЦЫ В СЕЛЕ ШАРАПОВО, ПРИ СВЯТЕЙШЕМ АЛЕКСИИ, ПАТРИАРХЕ МОСКОВСКОМ И ВСЕЯ РУСИ, ПРИ ВЫСОКО- ПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕМ ЮВЕНАЛИИ, МИТРОПОЛИТЕ КРУТИЦКОМ И КОЛОМЕНСКОМ, ТЩАНИЕМ РАБОВ БОЖИИХ СЕМЕЙСТВА ЦВЕТКОВЫХ, А ТАКЖЕ СЕМЕЙСТВА ЗВЕРЕВЫХ ПРИ УЧАСТИИ ЕЛЕНЫ КАЛУГИНОЙ И СВЕТЛАНЫ СУРОВИКИНОЙ.

  В 2006 году при проведении работ были найдены четыре захоронения. Одно из них оказалось местом упокоения протоиерея Стефана Сперанского. Сейчас могилы приведены в надлежащий вид. Над ними установлены кресты и памятная плита (и здесь не обошлось без благотворителей — деньги на восстановление памятников пожертвовала Лидия Федоровна Зимина).

  Для внутренней отделки храма были приглашены мастера художественно-реставрационных мастерских Данилова монастыря Москвы, чьи специалисты — иконописцы, резчики, позолотчики, ювелиры — имеют огромный опыт подобных работ.

  Восстановленный храм имеет три престола: центральный — во имя Живоначальной Троицы, северный — во имя Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца, и южный — в честь Зачатия праведной Анною Пресвятой Богородицы.