Сайт создан по благословению Настоятеля храма Иерея Евгения

Художественная роспись храма

  Внутреннее пространство Троицкого храма украшают монументальные сюжетные композиции, которые привлекают к себе внимание величественностью, богатством, изысканностью колорита и многообразием сюжетов. Настенная роспись создает более глубокое молитвенное настроение у прихожан и играет значительную роль в украшении интерьера.

  Непосредственной работе на стенах предшествовала большая предварительная работа. Первоначальные росписи не дошли до нас в полном объеме, и их концепция разрабатывалась заново. В течение года шла работа над эскизными проектами. Сложность архитектурного пространства, многочисленные арки и своды потребовали создания масштабных макетов всех сводов трапезной и купольного пространства четверика.

  Художники и иконописцы стремились в рамках канона и традиций как русской, так и византийской школ церковной живописи создать праздничную и торжественную литургическую храмовую среду, максимально приблизить действо евангельских сюжетов и образов святых к зрителям-прихожанам, сделать их «сопричастными» к происходящему.

  Крещение святого князя Владимира. Роспись на западной стене трапезной«Мир Горний рядом, он здесь, надо сделать лишь шаг…» – вот тот основной лейтмотив, которым руководствовались авторы проекта. С этой целью открыта «преграда», отодвинуто полотенце в сюжете «Крещение святого князя Владимира» и на всей западной стене трапезной. Отсюда «перетекает» храмовое пространство в пространство евангельских сюжетов, в пространство мира Горнего.

  Образцом для росписи послужила знаменитая работа выдающегося русского художника Виктора Михайловича Васнецова из Владимирского собора в Киеве. Равноапостольный князь Владимир изображен в тот момент, когда он внезапно прозрел, исцелившись от поразившей его незадолго до Крещения слепоты, и воскликнул: «Ныне познал я Бога истинного».

  К особенностям и достоинствам росписей можно отнести и решение сложнейшей задачи соединения традиций византийской и русской православной живописи, иконописного догмата и традиций церковной живописи академической, реалистической направленности. В данном случае это соединение достаточно убедительно и гармонично. Оно в полной мере отражает концепцию соборности церковного искусства не только через заимствование сюжетов, выработанных нашими предшественниками в течение столетий, но и в использовании особенностей восприятия и воздействия тех или иных художественных языков, не нарушая притом молитвенной, литургической составляющей храмовой среды.

  Все храмовые росписи располагаются в четком соответствии с их иерархией. Важнейшие, наиболее сакрально значимые зоны храма – купол и свод алтаря (конха апсиды) – символизируют духовное Небо. На сводах храма и верхних частях стен изображены события Евангельской истории. Нижние зоны интерьера представляют собой мир земной, где среди Святых пребывает и пришедший в храм человек. Храм расписан масляными красками в реалистической манере, в академическом стиле.

  В трапезной находятся композиции, изображающие Евангельские праздники: Благовещение, Сошествие Святого Духа, Успение, Преображение. Они являются копиями росписей Храма Христа Спасителя.

  Композиция «Распятие». Роспись в куполе центрального приделаВ центральном приделе примечательна композиция «Сошествие во ад» (с эскиза В.М. Васнецова), слева от нее – «Распятие», а справа – «Снятие со Креста» (копии росписи из Храма Христа Спасителя). Хронология событий последних дней земной жизни Спасителя, Его Воскресения и Сошествия во ад – как знаковый символ повествует о спасении мира Господом нашим Иисусом Христом. Образцы для этих композиций, написанные в разное время, взятые из разных храмов, здесь на одном своде органично, подобно триптиху, соединены в единую смысловую композицию. На западной стене центрального придела (над входом) изображена композиция «Собор Русских святых».

  Следует отметить, что хотя некоторые композиции заимствованы из Владимирского собора Киева, они, конечно, не во всех деталях копируют киевские прототипы – это абсолютно самостоятельные произведения. Работа по образцам характерна для православной художественной традиции. Роспись храма Святого Владимира вызывала восторженные отзывы современников и подражания во многих уголках России – например, известный московский храм Преподобного Пимена Великого в Новых Воротниках был расписан в подражание росписи Князь-Владимирского собора.

  Завершая рассказ о художественной росписи Троицкого храма, хочется вспомнить слова Виктора Михайловича Васнецова, который любил повторять: «Нет на Руси для русского художника святее и плодотворнее дела, как украшение храма».