Сайт создан по благословению Настоятеля храма Иерея Евгения

Церковная утварь

Евхаристические наборы

  Евхаристический набор (большой)Среди богослужебной утвари важнейшее место принадлежит евхаристическим сосудам, то есть сосудам, предназначенным для совершения Таинства Причащения (Евхаристии). В ювелирной мастерской Данилова монастыря были изготовлены два серебряных Евхаристических набора – большой на 1,5 литра и малый на 0,6 литра. Оба набора выполнены в одной из самых трудоемких и сложных техник, требующей высокой квалификации и мастерства, – гравировки металла, также были использованы чернение, располировка поверхности и фрагментарное золочение по рисунку. Наибольшим образом украшены Потир и дискос.

  На Потире большого праздничного набора выгравированы клейма с традиционными изображениями: Спасителя, Божией Матери, Иоанна Предтечи, Креста Господня, а также Святителя Николая Чудотворца и Преподобного Сергия Радонежского. На основании (поддоне) Потира – изображения четырех Евангелистов.

  На дне дискоса малого Евхаристического набора в тех же техниках, изображены два Ангела, поклоняющихся Агнцу, лежащему в Чаше. По плоскому краю дискоса выгравированы слова Иоанна Крестителя о Христе: Се, Агнец Божий, вземляй грехи мира (Ин. 1, 29).

  Все предметы, предназначенные для совершения Евхаристии, – глубоко символичны.

  Потир. Евхаристический набор (большой)Потир (греч. – сосуд для питья) представляет собой круглую Чашу на высокой подставке с круглым основанием. Ножка, соединяющая Чашу с основанием подставки, как правило, имеет в середине утолщение, яблоко.

  Основание Чаши делается обычно бóльшим по диаметру. Потир имеет и свое духовное значение, он употребляется для претворения вина в истинную Кровь Христову. На проскомидии в Чашу вливается вино. На Литургии совершается пресуществление его в Кровь Христову. В Потир затем опускается, во образ Воскресения Господа, одна из четырех частей преломленного Агнца, ставшего Телом Христовым. Чаша знаменует Пресвятую Богородицу и Приснодеву Марию, во чреве Которой образовалось человеческое естество Господа Иисуса Христа. Церковный Потир – это образ Чаши, которую Господь Иисус Христос на Тайной Вечери преподал Своим ученикам со словами: Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Мф.26, 27–28).

  Дискос. Евхаристический набор (малый)Дискос (греч. – круглое блюдо) служит для положения на нем вырезанной из просфоры особым образом средней ее части с печатью наверху – Агнца – освященного хлеба, для последующего претворения его в истинное Тело Христово, что происходит на том же дискосе. Таким образом, дискос, во-первых, является образом блюда, с которого Иисус Христосна Тайной Вечери взял хлеб и претворил его в Свое Пречистое Тело, раздав Своим ученикам. Согласно литургическим толкованиям, дискос символически изображает Вифлеемские ясли, а также гроб, в котором было погребено Тело Иисуса Христа.

  Лжица – небольшая ложка с крестом в конце рукояти, употребляется для преподания Причастия из Чаши (Потира) мирянам. Это духовно означает, что верующие во Христа соединяются с Богом че- рез посредство Церкви, питающей их духовной пищей. Поэтому лжица означает посредничество Церкви в духовном окормлении людей в самом широком смысле. Звездица – богослужебный предмет из двух металлических крутых дуг, соединенных в центре пересечения болтиком и раздвигающихся крестообразно.

  Звездица олицетворяет Вифлеемскую Звезду, ставшую над пещерой со Спасителем. Она ставится на дискос так, что под пересечением ее дуг оказывается Агнец.

Архиерейское кадило с позвонцами (серебро)